О ТВОРЧЕСТВЕ

Статьи о творчестве Н. Тимохина

1. М. Гузеева «Николай Тимохин: «Каждый человек в душе поэт», «Наше дело», г.Семипалатинск, 22.05. 2003
2. О.Михайличенко «Мысли, навеянные жизнью», «Спектр», г.Семей, N2, 2008
3. Л.Ром «Николай Тимохин: «Вера в добро вдохновляет», «Вести Семей», г.Семей, N4, 2008
4. М. Гузеева «Не стреляйте в пианиста», «Наше дело», г.Семей, 24.01. 2008
5. «Несбывшаяся мечта поэта», «Спектр», г.Семей, N1, 20116. К. Байгужинов «В поисках своих корней», «Вести Семей», г.Семей, N44, 2011
7. К. Байгужинов «В поисках своих корней», журнал «Современная литература мира», (Нью-Йорк), N 49, 2011
8. К.Льянов «О Семее – на весь мир!», «Спектр», г.Семей, N35, 2011

«В поисках своих корней» ( О писателе Николае Тимохине)

«Несбывшаяся мечта» - так назвал свою книгу известный в городе литератор Николай Тимохин. Поэт – лирик Н. Тимохин совершенно неожиданно выступил на литературной арене в качестве прозаика. Мало того, в аннотации сказано, что это остросюжетная повесть. Смелая заявка для дебютанта. Проза намного сложнее поэзии. Что же подтолкнуло нашего Н.Тимохина к столь высокой эпической форме? «Каждый романист, - говорил знаменитый американский писатель Уильям Фолкнер, - это неудавшийся поэт. То есть, сначала человек попытался писать стихи и убедился, что не сможет. Потом попробовал в жанре рассказа, который по сложности формы стоит на втором месте после поэзии. И только потерпев и здесь поражение, принялся за сочинение романов». Конечно же, великий старик Фолкнер шутил. Но он прав в одном, проза появилась на фоне совершенно развитой поэзии. В прозе другие правила, другие приёмы, свои наработанные формулы. В произведениях такого рода на первый план выступают – работа мысли, столкновение различных характеров, психологические изыски… А.С.Пушкин отмечал эту особенность по – своему: «Поэзия – прости господи!, должна быть глуповата… проза требует мыслей и мыслей, без них она мертва».

Завязка повести Н. Тимохина сразу же привлекает внимание читателя. Тема казалось бы извечная, но трогательная. Это проблема отцов и детей. Драму, которую описывает автор, знакома многим, но мало кто знает какие переживания, какие волнения испытывает маленький человечек, ребёнок, который мечтает найти и увидеть своего родного отца. В поисках своих корней, герой повести пусть запоздало, но делает, совершает шаг воистину духовный. В отличие от окружающих его участников детективного события, он не меркантилен, он ищет своего родителя, не думая о наследстве. Теперь уже после смерти отца, он просто хочет прочувствовать, чем жил его отец, какие вещи его окружали, понять его внутренний мир. Героя повести в этот момент не трогают обывательские страсти разгоревшиеся вокруг. Вот как описывает этот момент автор: «…я спросил у неё о каких-нибудь личных вещах отца, о любой мелочи, которую он держал в руках: часы, ручка, чашка.… Хоть что-то. Но главное меня интересовали фотографии».

Автор своеобразно построил композиционную схему повести, столкнув их героев в различных ситуациях, но связанных друг с другом. Я не думаю, что при описании своих персонажей, автор был предвзят. Тем более что, начиная со второй части повести, сам основной герой повести и автор в одном лице, лишь наблюдает за действием своих персонажей. Поражают типы весьма молодых людей, которых выводит автор. Полная деградация. И эти люмпенизированные существа на протяжении всех страниц повести творят свои античеловеческие деяния. И нет здесь высокого полёта духа. Нет любовных переживаний. Есть только дикие оргии потерянного поколения. И это страшно. Натурализм Н.Тимохина – это не дань авангардизму. Это реализм нашей современной жизни. Вот результат революционного переустройства общества, где нет места духовности. И автор это понимает. И переживает. И страдает.

Слабые места в повести есть. И их не следует скрывать. Чувствуется, что автор торопился. Я думаю, что это не окончательная версия повести. Автору следует поработать над стилистикой речи. А так, все его герои говорят одним языком. Будь то медсестра, предприниматель, шофер или бандиты-отморозки. В принципе, это тоже одна из реалий нашей жизни. Разрушен многовековой культурный пласт. Слой интеллигенции растворился в толпе. Происходит то, о чём мечтали идеологи КПСС – «стирание граней между городом и деревней». Исчезновение самобытной культуры несёт большой урон культуре и обществу в целом. На мой взгляд, автор неудачно нарёк своих отдельных персонажей фамилиями и прозвищами, например: Юрий Тишляк, Хруня, Шрек, Русик и т.д. К сожалению, Н. Тимохин пренебрёг такой важной для повести деталью, как пейзаж. Эта деталь могла бы приукрасить данное произведение. Она могла бы указать на время и место действия. Да и сам город практически безымянный.

У.Фолкнер давал добрый совет писателям: «Самое главное для них писать. Не следует думать о публике. Нужно просто извлекать слова и размещать их на бумаге. Остальное неважно. Не обращайте внимание на успех. Быть писателем – значит иметь самую ужасную профессию.…Это изнурительный труд в одиночестве, а результат никогда не бывает таким, как хочется…Никогда не довольствоваться достигнутым. Мечтать, стремиться выше того, что тебе доступно. Не стараться превзойти своих современников или предшественников. Стараться превзойти самого себя…Писатель несёт ответственность только перед своим искусством.

Я думаю, что к этому пожеланию великого Мастера прислушается и Николай Тимохин.

Кенжебек Байгужинов, поэт, г. Семей май, 2011
"РОМАН ГАЗЕТА. Наше время"



Copyright © Николай Тимохин

Создать бесплатный сайт с uCoz